Проблема исхождения в учении Прокла Диадоха

Георгий Гемист ПлифонΓεώργιος Γεμιστός Πλήθων
Беноццо Гоццоли. Деталь фрески с портретом Плифона, Палаццо Медичи-Риккарди. Дата рождения 1355 Место рождения Константинополь, Византия Дата смерти 26 июня 1452 Место смерти Мистра, Морейский деспотат, Византийская империя Страна  Византия Язык(и) произведений среднегреческий язык Школа/традиция неоплатонизм Основные интересы философия Испытавшие влияние Виссарион Никейский, Феодор II Палеолог, Марсилио Фичино, Николай Кузанский
 

Гео́ргий Геми́ст Плифо́н (греч. Γεώργιος Γεμιστός Πλήθων, лат. Pletho, ок. 1360 — 26 июня 1452, Мистра, Морейский деспотат, Византийская империя) — византийский философ. В 1439 году, из уважения к философу Платону, чьи взгляды пропагандировал и развивал, Георгий Гемист принял созвучное имя «Плифон» («наполненный»). Крупнейшая фигура интеллектуальной жизни последних десятилетий существования Византии. Считается, что благодаря Плифону на Западе получили распространение сочинения Платона.

Внешняя сторона жизни Гемиста практически не известна. Родившись около 1360 года, он получил образование в Константинополе, после чего при неизвестных точно обстоятельствах познакомился с неким евреем Елисеем, благодаря которому приобщился к арабской и еврейской философии. В 1390-х годах занимался преподаванием в столице, но затем был обвинён в ереси и изгнан из Константинополя. Около 1409 года поселился в столице Морейского деспотата Мистре, где основал общеобразовательную школу и философский кружок, в котором проповедовал свои идеи. К советам Гемиста, имевшего репутацию высокообразованного человека, прибегали правители Византии и Мореи. В 1437—1439 годах он принимал участие в подготовке, а затем и дебатах Ферраро-Флорентийского собора, созванного с целью подписания унии между Православной и Католической церквями. Во время пребывания в Италии Плифон сблизился с западноевропейскими гуманистами, принимавшими участие в соборе, и правителем Флоренции Козимо Медичи. В ходе догматических обсуждений Плифон пришёл к выводу, что источником разделяющих церкви разногласий является предпочтение, отдаваемое западными схоластами Аристотелю. Желая доказать, что учение Аристотеля искажает философию Платона, ложно и полно противоречий, Гемист написал небольшой трактат «О проблемах, по которым Аристотель расходится с Платоном» — именно тогда он принял свой псевдоним. Написанный в остром полемическом стиле, трактат спровоцировал многолетний спор между платониками и аристотелистами. При жизни философа его основным оппонентом был видный византийский богослов и знаток схоластики Геннадий Схоларий, впоследствии константинопольский патриарх. В течение 1440-х годов Плифон и Схоларий обменялись опровержениями взглядов друг друга, после чего спор был продолжен их учениками. Наиболее полно свою систему взглядов Плифон изложил в трактате «Законы», над которым тайно работал до конца жизни. Согласно преобладающей точке зрения, в «Законах» Плифон пропагандировал возрождение древнегреческого язычества, реформированного на базе неоплатонизма. Сформулированные в трактате богословские принципы представлены автором как древняя истинная религия, полученная Платоном через цепочку мудрецов древности, начиная с Зороастра. Этическая система Плифона сформировалась под влиянием Платона, Аристотеля и стоиков. В её основе лежит иерархия добродетелей, следование которым позволяет подражать Богу.

Свою политическую программу Гемист сформулировал в нескольких речах. По его ви́дению, для спасения гибнущей империи необходимо было разделить население Пелопоннеса на несколько классов, осуществить сообразно такому разделению реформу налогообложения и армии, а также построить автономную экономику. Многие современные исследователи видят в программе Плифона прообраз национальных государств XIX века или утопизм, предвосхитивший Томаса Мора. Фраза одной из речей, «мы народ греков по происхождению», породила оживлённую и плодотворную дискуссию о византийской и современной греческой идентичности. В этой связи Гемиста называют как «последним эллином», так и «первым современным греком».

Помимо философских работ, Плифон написал ряд полемических текстов по христианскому богословию, в которых обсуждал вопросы воплощения Иисуса Христа и исхождения Святого Духа. Прочие его работы относятся к истории, риторике, философии, политике, военным вопросам, географии, математике, астрономии и музыке.

После смерти Плифона в 1452 или 1454 году трактат «Законы» был сожжён по инициативе Геннадия Схолария, признавшего труд еретическим. В 1464 году прах Плифона был перенесён его почитателем Сиджизмондо Малатестой в Римини.

Содержание 1 Биография 1.1 Происхождение
1.2 Образование
1.3 Ученики и единомышленники
1.4 Программа реформ и государственная деятельность
1.5 Участие в Ферраро-Флорентийском соборе
1.6 Смерть и похороны 2 Основные философские идеи 2.1 «О различиях» 2.1.1 Спор об Аристотеле и Платоне
2.1.2 Критика Плифоном Аристотеля 2.2 «Законы» 2.2.1 Судьба текста
2.2.2 Теогония Плифона
2.2.3 Литургия и календарь 2.3 Этика Плифона 2.3.1 Общие принципы
2.3.2 Понятие добродетели
2.3.3 Классификация добродетелей
2.3.4 Детерминизм и свобода воли 2.4 «Халдейские оракулы» 3 Плифон в контексте философской и религиозной мысли 3.1 Зороастризм и «вечная философия»
3.2 Арабская философия и ислам
3.3 Ересь и язычество Плифона 4 География и история
5 Политическая философия 5.1 Программа реформ
5.2 Греческая идентичность 6 Изучение
7 Примечания
8 Литература 8.1 Избранные издания трудов
8.2 Исследования
Проблема исхождения в учении Прокла Диадоха

Добавить комментарий