Бенедикт Спиноза как историк

Бенедикт СпинозаBenedictus de Spinoza Имя при рождении Барух Спиноза Дата рождения 24 ноября 1632() Место рождения Амстердам, Республика Соединённых провинций Дата смерти 21 февраля 1677() (44 года) Место смерти Гаага, Республика Соединённых провинций Страна  Республика Соединённых провинций Язык(и) произведений французский, нидерландский и латынь Школа/традиция Рационализм, Монизм, основатель спинозизма Направление Западная философия Период Философия XVII века Основные интересы этика, эпистемология, метафизика Значительные идеи пантеизм, детерминизм, религиозное свободомыслие Оказавшие влияние Декарт, стоики, Гоббс, Маймонид, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Акоста Испытавшие влияние Лессинг, Гердер, Гёте, Шлейермахер, Йенские романтики, Шеллинг, Гегель, Ницше, Эйнштейн, Альтюссер, Делёз Подпись Цитаты  

Бенедикт Спиноза (лат. Benedictus de Spinoza, урождённый Барух Спиноза, ивр. ‏ברוך שפינוזה‏‎; 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени.

За свободомыслие был отлучён от еврейской общины (1656); жил уединённо, зарабатывая на жизнь шлифовкой оптических стёкол; отклонил приглашение занять кафедру в Гейдельберге.

Видел в математике (геометрии) идеал науки; все положения его системы изложены «more geometrico», из аксиом и определений делаются выводы.

Философия Спинозы, имеющая свой источник в Декарте и отражающая на себе влияние древних элеатов и стоиков, представляет сочетание рационализма с пантеистическим мистицизмом. Существует только одна субстанция (Бог), состоящая из бесконечного множества атрибутов. Бог — natura naturans, то есть внутренняя (имманентная) причина всего сущего; мир — самопознание Божества (natura naturata). В двух атрибутах, в которых Божество познаётся человеком, в протяжённости и мышлении, присутствует тождество, то есть порядок и связь идей тождественны с порядком вещей. Человеческое мышление, на низших своих ступенях недостаточное и подчинённое страстям, может и должно возвыситься до адекватного познания вещей в их божественной необходимости (Sub specie aeternitatis), а это приводит к высшей добродетели, к «интеллектуальной любви к Богу». Счастье заключается в познании, в душевном успокоении, исходящем из созерцания Бога.

В «Теолого-политическом трактате» (1670) защищает свободу научно-критического исследования библейского текста и преданий.

Содержание 1 Биография 1.1 Латинское имя
1.2 Круг друзей
1.3 Угроза суда
1.4 Ворбюрг
1.5 Гаага
1.6 Наследство 2 Философия
3 Метафизика 3.1 Субстанция
3.2 Атрибут 3.2.1 Протяжение
3.2.2 Мышление 3.3 Причинность
3.4 Аффекты
3.5 «Философ барокко» 4 Философия Спинозы в России 4.1 Переводчики Спинозы на русский язык 5 В культуре
6 Память
7 Сочинения 7.1 Русские переводы 8 См. также
9 Примечания
10 Литература
11 Ссылки
Бенедикт Спиноза как историк

Добавить комментарий