Средневеко́вая историогра́фия (англ. Historiography in the Middle Ages, нем. Mittelalterliche Geschichtsschreibung, фр. Historiographie médiévale) — намеренное сохранение памяти о прошлом в трудах западноевропейских писателей IV—XV веков, представляющее собой прямое продолжение античной греческой и римской историографии, однако, в отличие от неё, организующее события по хронологии, а не причинно-следственным связям, и плохо локализованное в пространстве. История как самостоятельная дисциплина отсутствовала в эпоху Средневековья, как не существовало профессии историка; тем не менее, писатели на историческую тему понимали особенности исторического жанра. Преимущественно созданием исторических текстов занимались священнослужители, а затем — государственные деятели и даже трубадуры и жонглёры, представители пополанов и бюргерства. Значительная часть текстов писалась на латинском языке, массив текстов на современных эпохе национальных языках появляется только с Высокого Средневековья.
При неизменности риторического метода, доставшегося от античности, средневековая историография являлась реализацией ряда христианских концепций, в первую очередь — универсализма и эсхатологии. Практически все средневековые историки разрабатывали универсалистскую точку зрения, поскольку история воспринималась как деяния Божьи, что не исключало локального патриотизма и ксенофобии. Р. Коллингвуд подчёркивал, что «История как воля Бога предопределяет самое себя, и её закономерное течение не зависит от стремления человека управлять ею. В ней возникают и реализуются цели, не планируемые ни одним человеческим существом. Даже те, кто думает, что они противодействуют им, на самом деле способствуют их исполнению».
Средневековые историки стремились рассказать о прошедших временах и описать современные им события в строгой хронологической последовательности. Этот подход привёл к осознанию, что человечество в своём развитии прошло черед ряд этапов. Одним из первых вариантов периодизации стала четырёхчастная концепция Ипполита Римского и Юлия Африкана. Она предполагала совмещение античной концепции смены Золотого, Серебряного, Бронзового и Железного веков с христианским провиденциализмом; к каждому веку была привязана крупная империя: Халдейская (Вавилонская), Персидская, Македонская, Римская. Другая традиция была заложена в XII веке Иоахимом Флорским, который разделил историю на три периода: царствование Бога-Отца, или невоплощенного Бога, дохристианская эра; царствование Бога-сына, или христианская эра; царствование Святого Духа, которое должно было начаться в будущем. Ключом к истории было Откровение, которое позволяло понимать прошлые деяния Творца и позволяло продемонстрировать Его будущие намерения, однако дело историка — только прошлое, а будущее — область пророка.
Содержание 1 Предмет и терминология 1.1 Определение «Средневековья» и его границ
1.2 Средневековый историзм и риторика 2 Предпосылки средневековой историографии (300—500) 2.1 Анналистика
2.2 Священная история Евсевия — Иеронима
2.3 Павел Орозий и Августин Аврелий 3 Раннее Средневековье (500—1000) 3.1 Рецепция античности в Италии: Кассиодор
3.2 Рецепция античности в Испании и Британии 3.2.1 Исидор Севильский
3.2.2 Беда Достопочтенный 3.3 Каролингская эпоха 3.3.1 Универсальная хроника Фрекульфа 3.4 Каролингская анналистика
3.5 Оттоновская эпоха 4 Высокое Средневековье (1000—1300) 4.1 «Возрождение XII века» и универсальная история 4.1.1 Оттон Фрейзингский и Translatio imperii
4.1.2 Хилиазм Иоахима Флорского 4.2 Становление национальных историографий
4.3 Историография XIII века 4.3.1 Развитие национальных традиций
4.3.2 Орденская историография
4.3.3 Исторические сочинения на новых европейских языках 5 Позднее Средневековье (1300—1500) 5.1 Национальные историографии XIV века
5.2 Бургундская школа XIV—XV веков
5.3 Зарождение гуманистической историографии 5.3.1 Тосканская политико-риторическая традиция
5.3.2 Римская антикварная традиция 5.4 Национальные историографии в XV веке и гуманизм 6 Изучение средневековой историографии в исторической науке
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
Религиозные концепции политической мысли средних веков