Антиквариани́зм (англ. antiquarianism) — исследование реальности (преимущественно — прошедшей) по материальным и нематериальным фрагментам, «древностям». В римской античности термин «антикварий» (лат. antiquarius) означал как человека — любителя и знатока древностей, так и специалиста по древнему письму, переписчика и реставратора рукописей. Последняя коннотация была зафиксирована в Кодексе Феодосия. Вновь увлечение древними текстами и вообще свидетельствами о прошлом стало осознанным занятием интеллектуалов в Италии начиная с XIV века.
В эпоху Ренессанса и Просвещения (XV — начало XIX века) антикварианизм представлял собой самостоятельную дисциплину, часть гуманистического знания о мире и об истории. В основе труда антикваров (таких, как Флавио Бьондо и Конрад Геснер) лежало составление всеобъемлющего свода знаний, который строился как бесконечный каталог всех доступных сведений по изучаемому вопросу. Антиквары впервые были вынуждены обратиться к критике исторических источников, и впоследствии эти практики породили археологию, нумизматику, палеографию, сфрагистику. В своих исторических исследованиях антиквары ближе всего стояли к эрудитам — публикаторам средневековых источников, что вызывало критику просветителей эпохи энциклопедизма.
В XVI—XVII столетиях представители антикварианизма стояли на переднем крае науки, поскольку решали вопросы первостепенного культурного значения. Ренессансное общество было ориентировано на традицию — конкретно античную, — и потому прошлое было важнейшим источником легитимности как в политической, так и в культурной и даже технической сфере. Антиквары могли предоставить доказательства прав на престол, что было важно в эпоху становления абсолютизма и первых национальных государств. Эрудиты-гуманисты сыграли огромную роль в богословских спорах Реформации и Контрреформации. Католические теологи обращались к святоотеческому наследию и церковной истории; церковные антиквары вынуждены были работать и в сфере восточной филологии и библейской герменевтики, которые стали самыми инновационными в гуманитарной сфере того времени. Даже после начала научной революции XVII века антикварные исследования и экспериментальное естествознание не отделялись друг от друга, и потому в обеих сферах могли одинаково успешно работать даже такие создатели современной науки как Ньютон и Лейбниц. Антикварная эрудиция активно применяла эмпирический метод, но он был обращён на прошлое во всей его полноте. Роберт Гук для эмпирического познания природы использовал понятие natural antiquary.
Антикварная история и естественноисторические исследования стали постепенно расходиться к началу XVIII века; на их основе возникли новые гуманитарные и естественные науки. До конца XX века антикварианство противопоставлялось современной науке. По выражению П. Миллера и Ф. Луи, оно выражалось в «дилетантизме и донаучной полиматии», но постепенно стало восприниматься и изучаться как поле, в котором сформировались современные исторические дисциплины и музейные практики.
Содержание 1 Предмет и периодизация
2 Гуманистический антикварианизм 2.1 Гуманисты и дилетанты XV—XVI века 2.1.1 Греко-византийские штудии и Левант 2.2 Коллекционирование древностей и антикварный рынок в 1400—1600 годах 2.2.1 Ранние гуманисты
2.2.2 Антикварный рынок XVI века и коллекционеры 2.3 Гуманистический антикварианизм в Священной Римской империи 2.3.1 Германия: Ренанус и Геснер
2.3.2 Нидерланды: Юст Липсий 2.4 Антикварии Английского королевства 3 Антикварианизм эпохи научной революции 3.1 Накануне научной революции: аббат Пейреск
3.2 Рубенс, Пейреск и антикварианизм
3.3 Формирование новой картины мира и антикварианизм 3.3.1 Бэкон и рационализм
3.3.2 Бэконианство и английский антикварианизм
3.3.3 Востоковедение и оккультизм 3.4 Мабильон, Лейбниц и антикварианизм эпохи Просвещения 4 Круг Винкельмана — Гёте и завершение антикварианизма
5 Примечания
6 Литература
Число и личность: Поджо Браччолини