"Теория человека и бога". Н. Кузанский

Николай Кузанскийнем. Nicolaus Krebs, Nikolaus von Kues
Епископ Брессаноне
1450 — 11 августа 1464 Предшественник Йоханн Рёттель Преемник Франческо Гонзага Учёная степень докторская степень
Бернкастель-Кус, Бернкастель-Витлих, Рейнланд-Пфальц Смерть 11 августа 1464
Тоди, Перуджа, Умбрия, Италия Похоронен Сан-Пьетро-ин-Винколи
 

Никола́й Куза́нский, Николай Кузанец, Кузанус, настоящее имя Николай Кребс (нем. Nicolaus Krebs, Nikolaus von Kues, Chrifftz, лат. Nicolaus Cusanus, Nicolaus de Cusa; 1401, Куза, Трирское курфюршество, Священная Римская Империя — 11 августа 1464, Тоди, Умбрия, Священная Римская Империя) — кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Принадлежит к первым немецким гуманистам в эпоху перехода от позднего Средневековья к раннему Новому времени.

Николай Кузанский сыграл большую роль в церковной политике, в особенности в дебатах относительно церковной реформы. На Базельском соборе он первоначально поддерживал позицию концилиаристов, требовавших ограничения полномочий Папы. Однако впоследствии он перешёл на папскую сторону, которая в итоге и одержала верх. Обладая дипломатическими способностями, он умело продвигал интересы Папы и сделал блестящую карьеру кардинала, папского легата, князь-епископа Бриксенского и генерального викария Папской области. В Бриксене он столкнулся с сильным противодействием местной аристократии и властей, которому не смог противостоять.

Как философ Николай Кузанский стоял на позициях неоплатонизма, идеи которого он черпал как из античных, так из средневековых источников. Основой его философии являлась концепция соединения противоположностей в Едином, где разрешаются все видимые противоречия между несовместимыми. Метафизически и теологически он считал, что Бог есть Единое. В сфере теории государства и политики он также исповедовал идею единения. Самой важной целью он считал максимально широкое воплощение мира и согласия, невзирая на объективные различия во мнениях. В своей философии он развил необычное для своего времени представление о религиозной терпимости (веротерпимости). Активно дискутируя об исламе, он признал за этой религией некоторую правдивость и право на существование, при этом, подобно Раймунду Луллию, он полагал, что мусульман можно и нужно убедить в справедливости догмата о Св. Троице.

Содержание 1 Биография
2 Творчество 2.1 Философия и теология
2.2 Астрономия
2.3 Утопические проекты
2.4 Математика
2.5 Оптика 3 Память
4 Упоминания в литературе
5 Список произведений
6 Публикации трудов в русском переводе 6.1 Переводчики Николая Кузанского на русский язык 7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
"Теория человека и бога". Н. Кузанский

Добавить комментарий