Синкретические доктрины первых веков новой эры

Мовсес Хоренаци — «отец армянской историографии». Худ. Овнатан Овнатанян, XVIII век

Армя́нская историогра́фия V—XVIII веко́в — совокупность работ армянских авторов V—XVIII веков (летописей, хроник и пр.), посвящённых истории собственно Армении и содержащих многочисленные данные о сопредельных государствах и регионах — Закавказье, Византии, Ближнем и Среднем Востоке. Историография занимала доминирующее место в армянской литературе поздней античности и Средневековья. V—XVIII столетия охватывают древний период армянской историографии.

Периоды спада и подъёма культурной активности в Армении соответствовали изменениям в её политической ситуации. Наиболее раннее сообщение о создании исторического повествования в Армении относится к I веку до н. э. С возникновением армянской письменности авторы считали своей главной задачей записывание, пояснение и сохранение истории армянского народа, а V столетие стало «золотым веком» национальной литературы. В это время возникает непрерывная историографическая традиция, когда авторы начинали повествование с исторического периода, на котором остановились их предшественники.

В середине VI века было введено армянское летосчисление. С VII века, начиная с арабского завоевания, в силу сложившихся обстоятельств труды некоторых историков приобрели универсальный характер как в хронологическом, так и в географическом отношении, зародились жанр хроники и историческая география.

Новый подъём армянской историографии произошёл в X—XIV веках, и в первую очередь это связано с восстановлением монархии на территории Армянского царства Багратидов и Киликийского армянского государства. В XIV веке наступила полоса упадка, связанного с нашествием татаро-монгольских племён и мамлюкским вторжением, длившимся более двух столетий, в течение которых не было создано сколько-нибудь серьёзных исторических трудов. Историческая литература этого периода представлена главным образом мелкими хрониками и памятными записями рукописей. Следующее возрождение историографии пришлось на XVII век. Последним крупным представителем армянской средневековой историографии и предшественником современной исторической науки считается Микаэл Чамчян, автор трёхтомной «Истории Армении» (1784—1786).

Армянская средневековая историческая философия сводилась к идее богоизбранности армян. Утрата независимости и вражеское окружение также внести свои коррективы в армянской историсофии. .

Труды армянских историков и хронистов богаты данными о сопредельных государствах, регионах и народах, с которыми армяне контактировали.

Существуют несколько версий периодизации древней и средневековой армянской литературы. Генрик Бахчинян выделяет следующие четыре этапа: V—IX века, X—XII века, XIII—XVI века, XVII—XVIII века.

Содержание 1 Сообщения об армянской историографии до V века
2 Армянская историософия
3 Историография V—IX веков 3.1 «Золотой век»: становление исторических идеалов 3.1.1 Создание первой всеобщей истории Армении: Мовсес Хоренаци 3.2 Дальнейшее развитие историографии
3.3 Церковная историография
3.4 Создание армянской эры летоисчисления и историография 4 X—XII века 4.1 Историография эпохи Багратидов
4.2 От падения Армянского царства Багратидов до коронации Левона II 5 XIII—XVI века 5.1 Эпоха упадка. Мелкие хроники
5.2 Исторический плач. Стихотворные хроники 6 XVII—XVIII века 6.1 Новый подъём историографии
6.2 Историография в диаспоре
6.3 Путешествие и дневник 7 Изучение
8 Научное значение
9 См. также
10 Примечания
11 Литература
Синкретические доктрины первых веков новой эры

Добавить комментарий