Аретология (от греч. αρετη — добродетель и греч. λογος — слово) — раздел этики и нравственного богословия, изучающий добродетель. Аретология берет начало от этических направлений античной этики и выражает стремление охватить и систематизировать человеческую деятельность и её моральные принципы. Этика добродетели акцентирует внимание на том, насколько важны индивидуальные черты личности, а также подчеркивает саму сущность слова «добродетель», то есть то, что мы обычно подразумеваем под этим. Разновидности этики добродетели существуют согласно тому, какая именно добродетель имеется в виду в каждом конкретном случае: это может быть честность, сочувствие, благоразумие, а также проницательность, доброта, мужество. Эти добродетели ведут человека к осуществлению самореализации, улучшают качество его жизни. Три ключевых понятия этой философии — добродетель, практическая мудрость, а также эвдемонизм (согласно которому, главный критерий нравственности человека — это его стремление к счастью).
Вместе с понятиями деонтологической морали и консеквенциализма аретология входит в состав трех основных нормативно-этических учений. Философ Розалинд Херстхаус так определяет различие между этикой добродетели, деонтологической этикой и консеквенциализмом: «Представим, что кому-либо, нуждающемуся в помощи, была бы оказана эта помощь. Сторонник консеквенциализма прежде всего обратил бы внимание на тот факт, что последствия такого действия (то есть оказания помощи), благотворно скажутся на самоощущении; последователь деонтологического учения заявил бы, что, оказав помощь, он поступает в соответствии с золотым правилом нравственности: „Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой“; сторонник же этики добродетели сказал бы, что сам факт помощи человеку был бы поступком, очень значимым с точки зрения милосердия. Нужно подчеркнуть, что для последователя этики добродетели само стремление первично при суждении о пользе либо вреде действия. В то время как консеквенциалист, скорее всего, не будет принимать во внимание намерения, с которыми происходило то или иное действие, а сделает акцент на последствиях этого действия».
До последней четверти 19 в. аретологами называли рассказчиков юморесок. С. Рейнак предложил новое толкование слова, отталкиваясь от его значения как «чуда», по которому аретолог — их толкователь. До современного значения его расширил Р. Рейценштейн.
Содержание 1 Античность
2 Христианские авторы
3 Новое время
4 Современность
5 Аретология в восточной практике
6 Критика
7 См. также
8 Литература
9 Источник
Конец античной этики: Плотин